Автомобилестроение
Нержавеющая сталь ОЛИМП СТАЛЬ для автомобильной промышленности
В автомобильной отрасли нержавеющая сталь применяется в двух аспектах: транспортное машиностроение (контейнеры и емкости) и автомобилестроение (детали авто).
За последние годы резко возросла необходимость в транспортировке товаров, различных материалов и жидкостей. Одновременно встала задача уменьшить стоимость и повысить безопасность перевозок (многие материалы и жидкости чрезвычайно опасны). Решением этой проблемы является специальные транспортировочные контейнеры и емкости. С целью снижения стоимости созданы так называемые многоцелевые емкости-контейнеры из нержавеющей стали, в котором можно перевозить в одном рейсе, к примеру, молоко, а в следующем – скипидар. Их только необходимо в промежутках между рейсами промыть и продезинфицировать. Из-за такой многофункциональности для их изготовления применяются высоколегированные марки сталей, обычно 1.4401(AISI 316) или даже лучшие.
В автомобильной промышленности более всего нержавеющая сталь используется для производства выхлопных труб и катализаторов, на изготовление которых идут ферритные или аустенитные марки. Однако большая часть конструкции автомобиля сделана из металла. Одним из опаснейших для металла химических элементов является хлорид натрия — то самое вещество, которым посыпают дороги зимой. Этот агрессивный реагент может за несколько лет буквально «съесть» металлические части автомобиля и дорожных покрытий. Раньше, когда об опасных свойствах хлорида натрия ничего не знали (его добавляли для предотвращения замерзания во время зимнего строительства), коррозия металла за несколько лет могла привести в негодность целые металлические пролеты.
Решением может стать автомобиль, полностью сделанный из нержавеющей стали, и это не фантастическая идея, а реальность, уходящая корнями глубоко в прошлое.
Рассмотрим несколько примеров
В 1935 году компании Allegheny Ludlum Steel Division и Ford Motor Company сделали эксперимент, который вошёл в историю благодаря использованию нового для того времени сплава.
Аллеени Ладлэм, первый производитель нержавеющей стали, предложил идею создания автомобиля Ford из этого материала. Идея была воплощена в Deluxe Седане в 1936 г. Эта машина стала рекламой нового металла и его использования.
Из 6 автомобилей, которые сошли с конвейера Ford в Детройте в 1936 году, четыре существуют сегодня, как живое доказательство прочности нержавеющей стали. Один из них выставлен в областном историко-краеведческом центре в Питсбурге, штат Пенсильвания (Heinz Regional History Center in Pittsburgh, PA).
Allegheny Ludlum и Ford создали еще два автомобиля из нержавеющей стали - в 1960г. Thunderbird и 1967г. Lincoln Continental Convertible. Из 11 построенных автомобилей 9 до сих пор используются.
Автомобили из нержавеющей стали были совершенны и демонстрировали высокое качество металла. На протяжении многих лет, это качество остаётся превосходным.
Вес транспортного средства из нержавеющей стали примерно равен выполненному из обычной стали.
Три Линкольна из нержавеющей стали «дошли» до нашего времени. Allegheny Ludlum Steel до сих пор использует два автомобиля для показа клиентам и специальных мероприятий. Нержавеющие автомобили (1936 Deluxe, T-Bird, и Continental) находятся на постоянной экспозиции в музее Кроуфорд Авто в Кливленде, штат Огайо.
Модель "FVS" появилась в 1954 г. Она была большой и тяжелой, но ее кузов из нержавеющей стали привлекал внимание, а обилие дополнительного оборудования компенсировало недостаточную динамику. Успех пришел сразу же. Этот автомобиль в течение следующих 10 лет покупали не только состоятельные клиенты-поклонники Grand routier, но и те, кого не привлекала сложность итальянских суперавтомобилей.
В 1999 году начался выпуск нового поколения британских спортивных автомобилей АС Асеса — двигатель Ford мощностью 4,6 литра и с современной электронной системой впрыска мощностью 307 лошадиных сил, с турбонадувом 354 л.с. на 6500 оборотов и крутящим моментом 407 Н в минуту.
Вес АС-автомобиля — 1 615 кг, багажник — 500 литров, а сам кузов автомобиля сделан из прочной нержавеющей стали с панелями из композитов и алюминия. Подвеска колес — независимая с треугольными поперечными рычагами, снабжёнными газовыми амортизаторами, автомобиль оснащён кондиционером и системой GPS-навигации.
Volvo Bus Finland Oy - автобус, который сделан из нержавеющей стали - сохраняет привлекательный внешний вид, снижает затраты на обслуживание и не теряет в цене со временем. Сочетание низкой теплопроводности и зеркальной поверхности позволяет автобусу из нержавеющей стали не раскаляться летом на солнце и сохранять тепло зимой.
Но все же такие примеры – единичные в истории, и массового производства таких авто не планируется.
Современные владельцы автомобилей предпочитают заниматься так называемым тюнингом. Tuning переводится с английского как «настройка, регулировка». Профессиональный тюнинг представляет собой доработку и настройку автомобиля с целью улучшения его характеристик и придания индивидуального вида. Зачастую люди подразумевают под этими словами только один из его видов - внешнюю отделку кузова автомобиля. На самом деле возможностям совершенствования нет предела - в зависимости от выполняемых работ, условно тюнинг принято делить на три вида: внешний (кузов), внутренний (отделка салона) и технический (двигатель, ходовая).
В техническом тюнинге применяется нержавеющая сталь марки AISI 321. Это коррозионностойкая, жаростойкая, жаропрочная сталь, которая применяется для изготовления сварного оборудования, в частности, в автомобилестроении это реторты, патрубки и коллекторы выхлопных систем, электроды искровых зажигательных свечей.
Сталь 40Х9С2 используется для создания клапанов впуска и выпуска автомобильных, тракторных и дизельных двигателей, трубок рекуператоров, теплообменников, резонаторов, крепежных деталей.
Ферритные нержавеющие стали имеют меньшую коррозионную стойкость по сравнению с аустенитными сортами 304 и 316 и используются для отделки автомобилей.
Для внешнего тюнинга используется навесное оборудование для автомобилей – это дополнительные конструкции, которые позволяют увеличить степень безопасности автомобиля, защитить его от механических повреждений при столкновениях. Чаще всего используются на внедорожниках (джипах). Например, пользующееся особым спросом навесное оборудование для джипов – защита переднего бампера - придаст внедорожнику презентабельный вид и при этом позволит водителю чувствовать себя уверенно даже в самых сложных дорожных условиях.
Еще один способ внешнего тюнинга - пороги для внедорожников. Это блестящие трубы из нержавеющей стали, иногда сваренные со ступенькой. Они не только придают машине законченный и солидный вид и делают более простым вход в автомобиль и выход из него, но и служат основным фактором защиты боковых сторон джипа в непредвиденных ситуациях.
Кенгурятник - конструкция из нержавеющих труб первоначально была предназначена для защиты от столкновений с дикими животными.
Кроме того, она позволяет уберечь бампер, фары и другие детали передней части автомобиля при встречных и угловых ударах. Прежде чем поставить кенгурятник на машину, необходимо определиться, какой вид вам подходит больше всего – «подкова», которая оберегает только переднюю часть бампера и решетку радиатора, или более солидный «сафари», который укрывает крылья и фары автомобиля.
Следует отметить, что кенгурятники обвесы популярны не только среди владельцев джипов. Они используются также водителями любых других машин с целью минимизировать риск при встречном столкновении.
Технический тюнинг чаще всего предполагает замену «родной» выхлопной системы автомобиля на сделанную из нержавеющей стали. Наиболее частой причиной выхода выхлопной системы из строя является коррозия и механические повреждения. Ржавчина "съедает" корпуса глушителей, катализаторов и резонаторов, а так же промежуточные трубы и сварочные швы крепления деталей. Как правило, это происходит из-за постоянных, сильных перепадов температур, попадания на выхлопную систему воды, соли и реагентов, скапливающегося конденсата внутри глушителя и резонатора, а так же из-за содержащихся в системе активных химических соединений.
В такой ситуации использование выхлопной системы из нержавеющей стали вполне оправданно. Она легче стандартной, отлично подходит для российских условий эксплуатации, а также может дать прирост мощности двигателя на 10-15 л.с.
И наконец, третий вид тюнинга – внутренний, предполагает использование деталей из нержавеющей стали для декорирования салона автомобиля. Это могут быть накладки на педали, которые создают атмосферу спортивного автомобиля; оформление КПП и ручек дверей; накладки на динамики, пороги и многое другое, на что решится фантазия владельца.